Российские железные дороги используют различные виды топлива в зависимости от типа подвижного состава:
Содержание
Основные виды топлива для поездов
Российские железные дороги используют различные виды топлива в зависимости от типа подвижного состава:
Тип поезда | Вид топлива | Особенности |
Электровозы | Электрическая энергия | Получают через контактную сеть |
Тепловозы | Дизельное топливо | Сорта ДТ-Л, ДТ-З по ГОСТ 32511-2013 |
Рельсовые автобусы | Дизельное топливо | Аналогично автомобильному |
Скоростные поезда (Сапсан, Ласточка) | Электрическая энергия | Высоковольтное питание 25 кВ или 3 кВ |
Характеристики дизельного топлива для тепловозов
- Плотность: не более 860 кг/м³ при 20°C
- Температура вспышки: не ниже 40°C
- Содержание серы: не более 0,2%
- Цетановое число: не менее 45
- Температура застывания: от -5°C до -35°C в зависимости от марки
Процесс заправки поездов
- Подготовка топливозаправочного оборудования
- Проверка качества топлива
- Контроль остатков топлива в баках
- Непосредственная заправка
- Фиксация объема заправленного топлива
- Проверка герметичности системы
Нормы расхода топлива
Для разных типов подвижного состава установлены следующие нормы:
- Грузовые тепловозы: 45-55 кг/1000 ткм брутто
- Пассажирские тепловозы: 35-42 кг/1000 ткм брутто
- Маневровые тепловозы: 6-8 кг/час работы
Заправка электрических поездов
Электропоезда получают энергию через:
- Контактный провод (воздушная контактная сеть)
- Токоприемники (пантографы)
- Тяговые подстанции через систему электроснабжения
Топливная инфраструктура РЖД
- Стационарные топливозаправочные пункты
- Передвижные заправщики
- Резервные топливохранилища
- Система трубопроводов на крупных станциях
- Автоматизированные системы учета топлива
Перспективные виды топлива
РЖД рассматривает альтернативные варианты:
Тип топлива | Стадия внедрения |
Сжиженный природный газ (СПГ) | Экспериментальное использование |
Аккумуляторные батареи | Тестирование на отдельных участках |
Водородные топливные элементы | Перспективная разработка |